Долгая дорога домой: казахстанцы продолжают поиски солдат, пропавших без вести в годы войны.

Долгая дорога домой: казахстанцы продолжают поиски солдат, пропавших без вести в годы войны.

Никто не забыт и ничто не забыто. Со дня Великой Победы прошло уже 76 лет, но огромная рана, которую оставила самая кровавая за всю историю человечества война до сих пор не затягивается. Из Казахстана на фронт было призвано около полутора миллиона человек, погибло более 600 тысяч. 271 тысяча считаются пропавшими без вести, а это значит, что их потомки до сих пор не знают успокоения, ищут и верят, что найдут следы отцов и дедов. В Казахстане поиском пропавших без вести занимаются волонтеры, в частности, общественное объединение "АТАМНЫҢ АМАНАТЫ", что в переводе означает "завет предков".

09 мая 12:08

"Мама рассказывала, что от отца было всего два  письма, в первом он писал,  что мы в Саратове, нас обучают и во втором - закончили, нас вывезли, но не знаем куда. А Саратов - это недалеко от Сталинграда,  я потом проехала,  все изучила эти места. Больше писем не было, война кончилась,  я помню, как мы копали огород, и мама плакала, потому что она поняла,  что его нет,  а мы такие бегаем без ничего", - рассказывает дочь фронтовика Рахима Нусупова.  Она родилась в небольшом городке Текели в 1941 году и своего отца - Султана Нусупова совсем не помнит. Ей был всего год, когда его призвали на фронт, домой он не вернулся. 

Картинка к новости

Из воспоминаний детства в памяти четко остались карточки на хлеб, который три сестры делили с мамой. Но больше мучал тогда даже не голод, а неизвестность. И еще слова,  который маленькая Рахима слышала со стороны. 

"Я слышу, что без вести пропавший человек - это значит всякие вопросы могут быть. Может он инфекционным чем-то заболел и умер, может, извини меня,  спрятался где-то и потерялся, может,  кто-то убил его, не обязательно с войной связано. Я поняла это. Я уже врачом была, везде писала,  но мне всегда  отвечали - без вести пропавший", - вспоминает Рахима Султановна. 

Картинка к новостиКартинка к новости

Годы поисков долго не давали результата. Пока к 70-летию Победы в сети не разместили списки награжденных. Там одна из внучек бойца Султана Нусупова нашла информацию, что оказывается ее дедушка был награжден медалью за отвагу. В описании сказано, что в бою под селом Зимовники недалеко от Сталинграда он один вывез воз оружия из-под артиллерийского обстрела. И 22 октября прошлого года РахимаНусупова получила удостоверение с личной подписью президента России Владимира Путина, свидетельствующее о награждении отца. 

"Вот карантин кончится,  короновирус мы победим, я обязательно поеду,  посмотрю это место. А сама я так думаю, что видимо у нас оружия мало было. А когда стрельба началась, наши вперед и вперед,  а кто-то погибает, оружие оставалось там же на земле, и мой отец пошел собирать. Я так думаю. Он собрал целый воз, оттащил его и, наверное, пошел снова. И ушел из жизни", - размышляет дочь героя. 

Картинка к новости

Выяснять судьбу родителя Рахиме Султановне помогали волонтеры общественного объединения "АТАМНЫҢ АМАНАТЫ", что означает «завет, поручение предков». Когда-то по просьбе своего отца аналогичным поиском занялся и руководитель волонтерского движения Мурат Молдагалиев. Он искал деда,  говорит,  что каждый из нас  должен знать где похоронены его предки, иначе это будет своеобразный незакрытый гештальт: 

"Мой отец Жанатай остался сиротой в 4 года. Его отец,  мой дедушка пропал без вести. По прошествии большого времени я заинтересовался этой темой,  обратился к поисковикам, они стали искать и спустя 77 лет нашли письмо. Оказывается, мой дед, уходя видимо в последний бой, написал письмо, но не успел отправить. И это письмо попало в архив. Самое интересное, что письмо было адресовано не своей супруге,  а 4-летнему сыну и 2-летней дочери. Он так и писал: "Балам Жанатай, қызым Майраш! Сендерге хат жазып отырмын". То есть, вот иду в бой и т.д. и т.д. Когда это письмо через 77 лет я принес отцу, родственники были просто  в шоке. Человек,  видимо чувствуя,  что идет в последний бой,  написал письмо-аманат своим маленьким детям". 

Картинка к новостиКартинка к новости

Поиски Мурат Молдагалиев продолжил, теперь уже для других. Ведь в Казахстане 271 тысяча пропавших без вести бойцов. А это значит, что их потомки, а это миллионы человек, до сих пор не могут найти успокоения. За два года работы волонтеры успели узнать судьбу 800 фронтовиков. Каждая история – трагедия и одновременно подвиг. И каждая меняла судьбу обратившегося сына, внука, родственника.  Человек становился спокойнее и увереннее в себе, говорят поисковики. 

Картинка к новости

"У нас был случай, человек с Северо-Казахстанской области, но он проживает в Нур-Султане. Отец ему оставил аманат, он сказал: "Ты должен найти своего деда". Но не осталось никаких сведений. Отцу этого человека было всего 4 года,  когда дед ушел на фронт, остались только какие-то смутные воспоминания. Но он рассказал,  что когда он подрос, то его не пускали в детском саду на елку. Были некоторые гонения, говорили,  что "твой отец предатель". Хотя он пропал без вести.  Его это конечно обижало, и он когда вырос, передал эту обиду своему сыну, он говорил: "Ты должен найти нашего деда и доказать всем в поселке и родственникам,  что он был героем". Когда мы смогли определить судьбу его деда,  то есть нашли где он захоронен, нашли документы, что он действительно погиб в бою с оружием в руках, через месяц он пришел к нам совсем другим человеком! Он сказал: "У меня прошла тревога внутренняя. Я оказывается не обращал внимание, но я всегда боялся, что как и отца меня будут осуждать в этой жизни". Вопрос закрылся и он расслабился. Он говорит,  что сегодня получает колоссальное удовольствие от жизни и  эту тревогу уже не передаст своим детям", - рассказывает председатель ОО "АТАМНЫҢ АМАНАТЫ" Мурат Молдагалиев. 

Картинка к новости

Отчасти успокоилась и астанчанка Марфуза Сулейменова. Она обратилась к волонтерам с просьбой отыскать двух дедушек. Одного нашли,  по второму все еще идут поиски. Причем к ним подключилась и сама женщина, будучи на пенсии, она стала волонтером-поисковиком.

"Они мне нашли Шагаева Абусагита в Украине, село Бородичное.  Но нам конечно хотелось знать где именно он похоронен. И сейчас мы готовим письмо в то село, чтобы они помогли найти деда. А второй дед Альденов Кажен пропал  где-то в Чехословакии. Мы подали заявку, но пока еще безрезультатно. Хотелось бы найти Альденова Кажена,  потому что его сын жив, ему сейчас 79 лет,  он мечтает найти отца, горсть земли привезти туда",- говорит волонтер. 

Картинка к новостиКартинка к новости

Поиск пропавших без вести – это кропотливая работа с архивами. Все исторические документы сосредоточены в музее вооруженных сил РФ г. Подольска и в госпитальном музее в городе Санкт-Петербург. Часть бумаг еще засекречена и не оцифрована, что затрудняет розыск, но зато очень сильно волонтерам помогают отряды-поисковики. Есть казахстанские, но их немного, есть российские – там движение масштабнее. Они ведут раскопочные работы на местах боев. 

"К примеру,  наши российские коллеги нашли 3 апреля посмертный медальон Макаева Зинулы, уроженца Акмолинской области. На этом месте уже были давно проведены раскопки,  останки всех солдат были подняты и перезахоронены. Потом этом место было отдано под сельхозугодья и в ходе проведения сельскохозяйственных работ люди нашли этот посмертный медальон со всей информацией о военнослужащем", - делится Мурат Молдагалиев. К сожалению,  многие казахские солдаты были суеверны и не носили "медальоны смерти" при себе, считая это плохой приметой. Сегодня отсутствие таких данных из прошлого конечно затрудняет поиск. 

Картинка к новости

"Работа очень интересная и благородная. Когда находишь место захоронения дедов и сообщаешь это родным, они в трубку плачут, и вместе с ними мы плачем,  потому что если бы не эти бойцы, если бы не наши отцы и деды, то как бы мы сейчас жили? Это мы все понимаем  и это хотим передать нашим детям," - говорит Марфуза Сулейменова. 

Картинка к новости

Родных Макаева Зинулы, как и других героев сегодня разыскивают через  соцсети, как выяснилось, это эффективный инструмент. 

Параллельно идет поиск родственников солдат, попавших в плен к фашистам.  Сейчас получено около 30 тысяч карточек с подробными данными людей. Немецкие захватчики вели и сохраняли их скрупулезно. 

"Вот есть отпечатки пальцев, вот здесь все написано - рост,  вес,  фамилия,  имя, отчество, где воевал, где его пленили,  все здесь написано. Вот есть карточки без фотографий, просто даты,  умер такого-то числа. А есть карточки очень полные,  все в них  описывается очень хорошо: в такое-то время приступ,  в такое-то время он умер и так далее. Даже есть в некоторых карточках то,  чем он занимался до войны. То есть немцы до такой степени педантично это все описывали, мы например,  видели карточку,  в которой пишется, что до войны боец играл на музыкальном инструменте, который называется домбра", - рассказывает заместитель председателя ОО "АТАМНЫҢ АМАНАТЫ" Райгуль Мушанова. 

Картинка к новости

Картинка к новости

Карточки солдат волонтеры скачивают, распределяют по регионам. В лидерах - Атырауская область, здесь всего за 1,5 месяца нашли родных 13 человек.  

"Нам эти карточки помогает переводить наш волонтер, профессиональный переводчик с немецкого языка Магрифа Тасыбаевна. Однажды когда она переводила одну из карточек, то прочитала, что оказывается этого человека готовили для связи с немецкими женщинами. То есть мы понимаем,  что наших аташек использовали для того,  чтобы рождались дети. Один Бог знает что дальше с этими детьми было, но Магрифа Тасыбаевна рассказывает, что она видела документальный фильм,  в котором  говорилось, что этих детей впоследстии исследовали. То есть бойцов использовали для улучшения генофонда немецкой нации", - делится Райгуль Мушанова.

Картинка к новостиКартинка к новости

"По самым скромным подсчетам около 100 - 120 тысяч казахстанских бойцов погибли в плену. По прошествии лет германская сторона передала все сведения в Российскую Федерацию и есть данные где похоронены около 100 тысяч наших солдат - в Германии, во Франции,  в Польше и так далее. И мы пытаемся по этим сведениям найти родственников и проинформировать,  что ваш близкий родственник погиб в плену, к примеру в городе Дрезден или Бухенвальд. На сегодняшний день мы скачали порядка 4 тысяч фамилий,  из этих 4 тысяч за год мы нашли всего несколько семей,  которые откликнулись и сказали, что да, это их родственники. То есть возникает и такая сложность с обратным поиском,  когда известен сам боец, но не можем найти родных людей", - говорит Мурат Молдагалиев. Зачастую объясняется это тем, что многие уходили защищать  Родину совсем юными,  не успев обзавестись семьей и детьми. Кроме того, непривычные для европейцев казахские фамилии и имена нередко коверкались и сильно искажались. 

Картинка к новости

«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат», − сказал когда-то великий русский полководец Александр Суворов.  И это действительно так.  Тысячи героев до сих пор ждут, чтобы о них  узнали. Приехали, преклонили головы  и почтили память, присыпав горсть родной земли. 

"Если я найду могилу отца, я ее не трону, не буду перевозить. Земля общая,  я не делю ее. А горсть земли из родного дома возьму с собой и воду из ключа, из которого он когда-то пил.  Даже если не найду конкретную могилу, то оставлю там,  ведь мой отец там воевал и там погиб, он  никуда не ушел, он там остался", - делится планами дочь найденого фронтовика Рахима Нусупова. 

Дай Бог найти своих родных всем,  кто ищет, чтобы война наконец закончилась...

Картинка к новости

 

Автор: Алия Султан

Фото: Алия Султан

 



ДРУГИЕ НОВОСТИ О ПРАЗДНИКАХ