Штраф в 500 баранов: как в степи оценивали жизнь и права женщин

Штраф в 500 баранов: как в степи оценивали жизнь и права женщин

Достаточно популярное в мире феминистическое движение не обошло стороной и Казахстан: местные женщины здесь все настойчивее отстаивают свои права и борются за место под солнцем. Помимо прочего активистки требуют ужесточения наказания за насилие, в том числе семейное. А как соблюдались права казашек в степи, в традиционно патриархальном обществе? Сколько стоила жизнь кочевницы?

24 мая 12:44

1000 баранов за убийство мужчины и 500 баранов  за убийство женщины – таков был размер куна (выплаты) по законам Тауке хана. Уже эти цифры красноречиво говорят о положении и правах слабой половины степного народа. 

Картинка к новостиФото: Поляков И.С.Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах. Казахстан, Семипалатинская обл. 1879 год

Мужчина традиционно был главой семьи и обладал безусловной властью. Оттого и наказание за проступки в отношении мужа или жены кардинально различалось. Так, муж, убивший свою жену, всегда мог отделаться уплатой куна в пользу ее сородичей, ну а жена, лишившая жизни супруга, таких привилегий не имела. «Мужеубийца непременно предается смертной казни, от которой не может спасти и уплата куна, если родственники не простят ее», -гласил свод законов Жеты жаргы.  

В то время как тяжкие увечья приравнивались к убийству и возмещались соответственно, убийство плода в чреве матери не считалось таковым. Оно рассматривалось как самое легкое телесное повреждение. Так,  по законам Тауке, если сбитая с ног всадником беременная женщина родит вследствие ушиба мертвого ребенка, то с всадника взыскивается плата по следующему расчету: за младенца до 5 месяцев по одной лошади за каждый месяц, а за младенца от 5 до 9 месяцев  - соответственно по одному верблюду. При этом, для сравнения, отрубленный палец руки оценивался в 100 баранов. 

Картинка к новости

Фото: Мелков А. Л. Молодушки (молодые замужние женщины). Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Казалось бы, парадоксально,  но кардинально по-другому принципу в степи наказывали за оскорбление женщины. Ее жизнь оценивалась в половину стоимости жизни мужчины, она порой даже могла служить разменной монетой в расчетах по куну и других долгах, а иногда ее могли и просто подарить. Но при всем этом существовали постановления, которые на первый взгляд ставят достоинство казашки выше достоинства казаха. Так, если законы хана Тауке умалчивали о наказании за оскорбление мужчины, то в отношении женщины они гласили, что «обидевший женщину обязан просить у нее прощения, а в случае отказа в оном платить бесчестие».  Если же обидчик не оплатит, то его «водят вокруг юрты три раза с навешенным ему на шею худым войлоком». То есть, таким образом его публично позорили. Почему казахи так поступали? Ответ прост. Прощать обидчика должна была не только женщина, но ее отец или же муж. И они, конечно, стремились извлечь в таких случаях свою выгоду. Особенно большой штраф ждал того,  кто оскорбил женщину в юрте либо в радиусе 40 сажен вокруг юрты, то есть женщину-хранительницу очага. 

Что интересно,  схожая параллель прослеживается и в монголо-калмыцком праве. «Никто не должен касаться женщины, если она сидит в юрте на надлежащем месте,  а именно справа от входа за очагом у хозяйского ложа; она может бранить пришельца, даже бросать в него дровами и домашней утварью по своему произволу. Но стоит ей только в споре оставить свое место или даже юрту, она теряет свое право и может быть смело наказана за оскорбления», - гласил монгольский свод законов «Цааджин Бичик». 

Картинка к новостиФото: Мелков А.Л. Семейный портрет. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Ну а как же наказывалась измена со стороны женщины? Или изнасилование? Как преступления против собственности! То есть раньше мало переживали за чувства степнячек. Прежде всего мужчины, будь то отец или муж, старались застолбить свои права на них как на имущество и, соответственно, ограждали от каких-либо «повреждений».  Изучавший казахское право П.Е.Маковецкий отмечал,  что «в прошлом сожительство неженатого с незамужней наказывалось рванием ноздрей, отрезанием губ и ушей, а в конце XIX века резали хвост у лошади и косу девице; если «грех» не покрывался женитьбой с уплатой калыма, то нужно было платить штраф от одного до трех тогузов».  Такие членовредительские наказания пришли в степь из мусульманского права. Казахи считали,  что добрачная связь не просто позорила девушку, но и уменьшала ее цену, то есть размер выплаты при женитьбе. А если калым был уже ранее уплачен, то родители обязаны были компенсировать порчу «товара» подарком. Иногда взамен нецеломудренной девушки предоставлялась другая. 

Картинка к новостиФото: Сцена свадебного обряда. 1899 год. Место съемки: Казахстан, Семипалатинская область. 

Так же сурово рассматривалось и прелюбодеяние жены. В степи очень трепетно относились к наследникам и мужчины даже не хотели допускать мысли о том, что могут сами того не зная воспитывать чужих отпрысков. Так, по законам Тауке, любовникам за связь грозила смерть. Убить их имел право сам рогоносец-муж,  в случае, если застал на месте преступления. Либо же он мог требовать от суда биев приговора к казни. В более поздний период смерть могли заменить на удары плетьми и уплату штрафа, а к концу XIX века, по мнению Маковецкого, обоих «преступников», раздетых почти донага, густо намазав им лица сажей и надев на шею по куску закопченной кошмы, водили вокруг аула. Кстати, помните знаменитый эпизод из «Игры престолов», где обнаженную Серсею Ланнистер под улюлюканье и оскорбления толпы провели по улицам города в наказание за блуд?

Картинка к новостиФото: Бедняки. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в. 

А изнасилование кочевниками расценивалось как кража. Согласно Жеты Жаргы насильник мог подвергнуться смерти, но он мог и сохранить свою жизнь,  выплатив кун. Если жертвой была непросватанная девушка, то кун получал ее отец, если это была чья-то невеста, - жених,  а если замужняя женщина, вознаграждение получал муж. 

Неудивительно, что похищение девушек и женщин у казахов приравнивалось к самым тяжким преступлениям. Так,  по законам Тауке, увезший чужую жену без ее согласия, наказывался смертью и взысканием куна. А если она уехала с чужаком добровольно, то похититель мог оставить ее себе, заплатив мужу калым в виде штрафа и сверх этого подарив другую женщину бесплатно. 

Картинка к новостиФото: Мать с дочерью и сыном в праздничных костюмах. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.

В современном Казахстане ситуация уже конечно другая, например, изнасилование в прошлом году переведено в разряд тяжких преступлений, за него теперь грозит от 5 до 8 лет лишения свободы. Ранее половина таких дел не доходили до суда,  якобы "за примирением сторон".  Но, тем не менее, и сегодня звучат предложения об ужесточении наказаний за преступления против женщин.  В частности, речь идет о поправках в закон о бытовом насилии. К сожалению,  в традиционно патриархальном обществе есть еще немало кухонных бойцов,  которые до сих пор воспринимают представительниц прекрасной половины как свою личную собственность.

 

Автор: Алия Султан.

Фото основное. Туполев Ф. Султан Исим Букеев с двумя женами. Казахи. Казахстан, конец XIX - начало XX вв.
 


 

ДРУГИЕ НОВОСТИ О ТРАДИЦИЯХ