ЖУМАБАЮ ШАЯХМЕТОВУ 120 ЛЕТ: КАК КАЗАХ ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ НИКИТЫ ХРУЩЕВА

ЖУМАБАЮ ШАЯХМЕТОВУ 120 ЛЕТ: КАК КАЗАХ ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ НИКИТЫ ХРУЩЕВА

От школьного учителя - до первого секретаря Компартии Казахстана и председателя Совета национальностей Президиума Верховного Совета СССР. Карьера казаха Жумабая Шаяхметова, уроженца Омской области, была головокружительной по тем временам. Но он поплатился ею, смело выступив против высшего руководства Советского Союза.

24 фев 12:16

1902-1966 годы.  За небольшой жизненный путь Жумабай Шаяхметов успел сделать многое. Остался в памяти земляков как человек умный, смелый,  честный.  Его имя пытались дискредитировать представители советской номенклатуры, но время все расставляет по своим местам.  К 120-летию Жумабая Шаяхметова в  столице независимого Казахстана  вышел первый сборник архивных документов о нем. Это совместный проект Администрации Президента и института истории и этнологии им. Ч. Валиханова. 

"В истории Казахстана ХХ века немало личностей, жизнь и общественно-политическая деятельность которых до сих пор остается малоосвещенной. В их ряду Ж. Шаяхметов (1902–1966 гг.) занимает особое место. Он был на главных руководящих должностях в государстве, и от его действий зависели ход и результат политических, экономических, социальных преобразований в Казахстане первой половины ХХ в.", - считает доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Зиябек Кабульдинов.

Картинка к новости

Жумабай Шаяхметов родился в 1902 г. в ауле № 1 Шербакульского (Борисовского) района Омской области в семье пастуха. Его предком был старший султан Кокшетауского внешнего округа Токтамыс Жанузаков, конкурировавший с потомками хана Абылая. До сих пор омские казахи называют его «ханом». 

"Аул Жандай, как он тогда назывался, был одним из почти 800 казахских аулов Омского уезда: именно такую цифру дает нам статистическая экспедиция, организованная А. Кузнецовым в 1908 г. .  До 1930 года этот регион оставался спорной территорией, которая поочередно переходила из состава Омской губернии в состав соседнего Казахстана и обратно. Родители Жумабая пасли скот в близлежащих селах Славянка, Максимовка, хуторах Жирный, Железняк и Парамоновка. У них было двое детей – Айтмухамбет (Айтыш) и Жумабай. Отец умер в 1924 г., мать – в 1928 г., старший брат – в 1943 г.,"-  рассказывает Зиябек Кабульдинов. 

Несмотря на бедность, родители дали Жумабаю образование.  Он отучился в аульной школе, а затем  в русско-казахском  училище в селе Полтавка.  Мальчик с ранних лет проявлял склонность к точным наукам и языкам: быстро выучил русский, хорошо знал татарский, позже, уже будучи взрослым, с увлечением изучал персидский язык. Однако продолжать свое образование, ввиду тяжелого материального положения в семье, не мог, так как даже в летние каникулы  он помогал отцу пасти скот. 

Картинка к новостиОколо трех лет с 1917 по 1919 годы парень находился в батраках у местных баев Сулеймана Сагитова и Хусаина Сеитова. А в декабре 1919 г. Шаяхметов приказом губернского отдела народного образования при Омском губревкоме был назначен учителем Ащилы-Кульской аульной школы, где проработал до 31 декабря 1921 г. 

Способности молодого учителя заметили и пригласили работать секретарем Текинского волисполкома. А с  июня 1923 г. по январь 1925 г. Шаяхметов был сотрудником Черлакского уездного уголовного розыска.

В 1925 году Жумабай Шаяхметов переезжает в Петропавловск. Здесь он вступает в члены ВКП (б). Природный ум, целеустремленность, способность к языкам, стремление продолжить образование привели его на учебу в Московский институт восточных языков имени Н. Нариманова на факультет международной торговли (персидское отделение). Вместе с женой и двумя сыновьями 30-летний Шаяхметов поселился на окраине Москвы, в поселке Новоалексеевский, недалеко от нынешней ВДНХ. Однако Шаяхметов успел окончить только первый курс, так как был отозван в распоряжение ЦК ВКП (б). 

С ноября 1928 г. по июль 1938 г. Шаяхметов работал в органах госбезопасности. Согласно архивным данным, он последовательно занимал должности помощника уполномоченного, оперуполномоченного, помощника начальника отделения, начальника отделения, заместителя начальника Управления НКВД по Северо-Казахстанской области.

Картинка к новости

А в мае 1938 г. Шаяхметов с семьей переехал в Алма-Ату, куда его перевели на должность заместителя начальника Алма-Атинского областного управления НКВД. Практически это было формальным назначением, так как он уже прошел согласование в Москве в ЦК ВКП (б) для перехода на партийную работу.

 На II съезде Коммунистической партии (большевиков) Казахстана его избрали членом ЦК, а на первом организационном пленуме – третьим секретарем ЦК КП (б) Казахстана. Первым секретарем был избран Николай Скворцов, вторым – Салькен Дауленов. Шаяхметов отвечал за работу Наркоматов пищевой промышленности, финансов, здравоохранения, коммунального хозяйства, ЛКСМ. Он быстро вошел в курс дела, проявил себя энергичным и способным организатором, требовательным к себе руководителем. В предвоенные годы в сельском хозяйстве республики был достигнут известный успех: шло расширение посевных площадей, повышалась урожайность сельхозкультур, росло поголовье скота.

 А в годы Великой Отечественной войны раскрылся организаторский потенциал Шаяхметова. В первый же день войны – 22 июня 1941 г. – он выступил в Алма-Ате с речью на 25-тысячном митинге в Парке им. Горького с обращением ко всем казахстанцам: «Все наши предприятия, заводы, шахты, фабрики, рудники, промыслы, железнодорожный транспорт, авиация должны сейчас перестроить свою работу. Каждое из них должно стать крепостью обороны. У каждого из нас должно быть развито чувство ответственности перед Родиной, высокая сознательность, бдительность, самоотверженность, героизм, воинственность и подтянутость». Казахстан превратился в арсенал фронта.

В мае 1945 г. на место Скворцова ЦК ВКП (б) направил Геннадия Андреевича Боркова, первого секретаря Хабаровского крайкома партии. С Шаяхметовым у него установились деловые отношения, он опирался на него во многих вопросах. Борков видел, что Шаяхметов – уже сложившийся руководитель, у которого за плечами было семь лет работы секретарем ЦК партии, понимание практически всех отраслей народного хозяйства Казахстана, кадровых вопросов, его хорошо знали в республике и за ее пределами, ему доверяло руководство СССР, поэтому Борков, проработав год на этой должности, сказал в Москве: «Что мне там делать? Все вопросы решает Шаяхметов».

Картинка к новости

В апреле 1946 г. Шаяхметов был назначен, а в июне утвержден первым секретарем ЦК Компартии Казахстана на XV пленуме ЦК КП (б) Казахстана. В этом же году он стал членом комиссии по иностранным делам Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Летом 1946 г. на авиационном параде в Тушино Сталин, подойдя к Шаяхметову, представил его присутствующим руководителям страны: «Товарищи, это Жумабай Шаяхметов – первый национальный секретарь Казахстана», имея в виду тот факт, что Шаяхметов стал первым этническим казахом, занявшим этот пост. Это было сложное время, когда страна восстанавливалась после самой разрушительной войны в истории человечества. 

 «Годы работы Жумабая Шаяхметова в высшем руководстве республики были сопряжены с продолжавшимися с 1930-х гг. гонениями на национальную интеллигенцию со стороны режима. Истины ради, необходимо отметить, что по документам архива бывшего ЦК КПСС именно благодаря принципиальности и личному заступничеству Ж. Шаяхметова в конце 1940-х – начале 1950-х гг. в республике были предотвращены широкомасштабные репрессии против интеллигенции. Благодаря этому избежали ареста освобожденный от должности Президента АН КазССР К.И. Сатпаев, писатель М. Ауэзов и многие другие. Ж. Шаяхметов проявлял также твердость в отстаивании оценки движения Кенесары Касымова как национально-освободительного", - отмечает историк. 

В октябре 1952 г. Шаяхметов был избран делегатом XIX съезда ВКП (б), на котором последний раз выступил И. Сталин. Как писал Д. Кунаев в своих мемуарах: «Оживление среди казахстанцев вызвала сцена, когда Сталин подсел в президиум к Шаяхметову и о чем-то стал разговаривать с ним. Оказывается, Сталин интересовался развитием животноводства в республике». В то время речь шла о создании в Казахстане животноводческой базы всесоюзного значения, о возвращении казахов к своему исконному занятию – животноводству. Однако этой программе не суждено было осуществиться. После смерти Сталина планы партии и правительства сильно изменились. Никита Хрущев предложил создать на востоке страны вместо животноводческой базы зерновую. На сентябрьском 1953 г. пленуме ЦК КПСС он озвучил свою сельскохозяйственную программу освоения целинных и залежных земель. Как писал в своей книге  «Брежнев: Личины власти» один из первых западных биографов Брежнева Джон Дорнберг: «С того момента началась конфронтация с руководителями Компартии Казахстана, в частности с первым секретарем ЦК Жумабаем Шаяхметовым». 

Картинка к новости

Зиябек Кабульдинов пишет, что  Шаяхметов не мог согласиться с темпами, масштабами и способами освоения целины. Состоялась  личная встреча, во время которой Шаяхметов сказал Хрущеву, что республика потеряет свои земли, которые и так находятся в зоне рискованного земледелия, что плодородный слой − гумус составляет всего несколько сантиметров, он и держит почву, которая просто развеется при распашке, что степь уязвима, что упор надо сделать на животноводстве, для чего казахская земля исторически и предназначена, о чем собственно шла речь на той встрече в дни последнего сталинского съезда. Но Хрущева эти аргументы не устраивали, ему нужно было ввести в сельскохозяйственный оборот миллионы гектаров новых земель под распашку. В своих мемуарах Хрущев вспоминал: «…Шаяхметов продолжал отстаивать меньшую цифру. Я потом проанализировал его позицию и понял, что он знал обо всех возможностях Казахстана. Почему же секретари обкомов заняли другую позицию? У меня сложилось впечатление, что здесь имели место политические, точнее, националистические мотивы. Шаяхметов понимал, что если увеличить площади под зерно, то обработать их казахи сами не смогут. В Казахстане жило много людей других национальностей, главным образом украинцев и русских. Он понимал, и никто этого и не скрывал, что придется звать на помощь добровольцев, желающих поехать на освоение целинных земель. Мы-то были уверены, что их найдется нужное количество, а он этого вовсе не хотел, ибо тогда еще сильнее снизится удельный вес коренного населения в Казахстане. Секретари же обкомов, как коммунисты, смотрели на этот вопрос с более правильных позиций, не отрывая интересов казахского народа от интересов всех советских людей». 

Хрущев понял, что ему не удастся переубедить Шаяхметова, поэтому он пошел на решительные меры. Шаяхметов был снят со своего поста. Более того, в феврале 1954 г. его вынудили выступить на VII съезде Компартии Казахстана с докладом, в котором, согласно партийному ритуалу,  он признал свои ошибки. Шаяхметов  обвинял сам себя в том, что не относился всерьез к возделыванию целинных земель, действовал только под давлением ЦК из Москвы, не проявил необходимой инициативы и не оказал сельскохозяйственным организациям необходимой поддержки.

В апреле 1954 г. Шаяхметов был переведен на должность первого секретаря Южно-Казахстанского обкома Компартии Казахстана. В этот период у него начались сильные головные боли, проявились первые признаки опухоли головного мозга, поэтому постоянно находиться на работе он не мог и большую часть времени лежал дома. В то время как Н. Хрущеву и Л. Брежневу докладывали, что он играет в волейбол и ходит в театр. Снимать Шаяхметова с работы из Алма-Аты прибыл секретарь ЦК Компартии Казахстана Л. Брежнев. 

В сентябре 1955 г. в Научно-исследовательском институте нейрохирургии им. Бурденко Шаяхметову сделали первую операцию на головном мозге. Примерно через год последовала вторая операция. В справке этого института за № 24524 от 25 августа 1958 г. написано, что «Шаяхметов Ж.Ш. находится на лечении в Институте хирургии с диагнозом: продолженный рост опухоли арахноидэндотелиомы – малого крыла слева с гнойным осложнением, свищ в области операционного рубца». Позже ему был диагностирован сахарный диабет.  

Картинка к новости

Скончался Жумабай Шаяхметов  17 октября 1966 г. в больнице Совета Министров Казахской ССР на руках любимой дочери Алмы. В разделе «Причина смерти» было записано: «церебральный арахноидит». После его смерти первой московской государственной нотариальной конторой было составлено «Свидетельство о праве на наследство»  и Акт описи имущества, оставшегося после смерти Шаяхметова Жумабая, на сумму 294 рубля. Среди вещей: стол обеденный – 10 рублей, тахта старого образца – 5 рублей, кровать двуспальная – 20 рублей, телевизор «Енисей» – 70 рублей, холодильник «Ока» – 70 рублей, стулья, тумбочка, ковер, портьеры, буфет… итого 31 предмет на сумму 294 рубля. Это все имущество, которое он нажил с супругой Майнур в Москве, находясь на пенсии...

 "Жумабай Шаяхметов сформировался как государственный и партийный деятель в условиях жесткого сталинского стиля управления, когда от руководителя требовались полная самоотдача, дисциплина, честность, аскетизм. Он умел подбирать на ключевые участки работы наиболее талантливые и квалифицированные кадры, представителей самых разных регионов Казахстана, всегда стараясь привлекать на ответственные должности людей честных, умелых, уважаемых и порядочных. Пристальное внимание при выдвижении Шаяхметов уделял национальным кадрам: на высокие государственные и партийные посты были выдвинуты Д. Кунаев, Ж. Ташенев, М. Сужиков, А. Тажибаев, Д. Керимбаев, И. Омаров, Е. Тайбеков, Ж. Жангозин, С. Баишев, С. Шарипов, К. Сатпаев, С. Жанбаев, А. Сембаев, Г. Каржаубаев, Ш. Кабылбаев, М. Бейсембаев, А. Канафин, Р. Ильяшев, Х. Арыстанбеков и многие другие",- отмечает Зиябек Кабульдинов. 

В течение долгих лет с Жумабаем Шаяхметовым плечом к плечу работал Нуртас Ундасынов – председатель Совета народных комиссаров Казахской ССР . Какимбек Салыков, поэт и общественный деятель, вспоминает о своих беседах с Ундасыновым, когда тот был уже на пенсии в Москве: «Нуреке относился к Жумеке с большим уважением. Он рассказывал о том, что он не разделял людей по жузам, и приводил в доказательство факты. Жумеке был руководителем республики, который мог найти общий язык со Сталиным в вопросах марксизма-ленинизма, несмотря на то что Сталин считал себя теоретиком. Жумеке, говорил Нуреке, прекрасно разбирался в жизни, полной проблем и трудностей. Я помню, что он (Ундасынов) еще сказал: если Кунаев стал другом Брежнева, и вы говорите, что это было выгодно для казахов, то в данном случае Сталин уважал Шаяхметова и наверняка это приносило пользу казахам». 

Несмотря на трудные фронтовые и послевоенные годы, партия и правительство не переставали поддерживать культуру. Так, в ноябре 1941 г. в Алма-Ате был открыт уникальный по архитектуре и акустике Театр оперы и балета им. Абая. В 1942 г. открылась киностудия по производству художественных фильмов. В декабре 1943 г., в самый разгар войны, был проведен первый республиканский айтыс акынов, призванный усилить патриотический дух и порыв народа, возродить традиционную культуру и искусство, в котором приняли участие самые известные акыны, писатели и поэты страны. В 1944 г. был открыт Театр юного зрителя.  Его основательница, режиссер Наталия Сац, Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, в своей книге «Новеллы моей жизни» вспоминала то, как создавался театр: «Письма о том, что в Алма-Ате должен быть создан первый театр для детей и юношества Казахстана, я начала писать уже с первого моего утренника. И вот на одно из моих писем приходит ответ. Мне назначают прием у товарища Шаяхметова! В приемной второго секретаря ЦК КП (б) Казахстана меня встретил его помощник и в точно назначенное время подвел к дверям большого кабинета. Шаяхметов встал и протянул мне крепкую руку. В конце беседы он сказал: “Театр для детей всех национальностей, что живут у нас, создавать будем. На русском, вслед ему – на казахском, первый Театр юного зрителя для детей и юношества Казахстана. Ваш опыт нам очень нужен. Спасибо!”» . Видавшая многое на своем веку Н. Сац была поражена оперативностью, с которой был решен ее вопрос, деловыми качествами и отношением к делу Шаяхметова. 

Ильяс Омаров, бывший секретарь ЦК Компартии Казахстана по идеологии, отмечал, что «...Жумабай Шаяхметов был достойным руководителем и много сделал для развития Казахстана». 

"Жумабай Шаяхметов до конца своей жизни оставался государственником, патриотом своей республики, отдал все свои силы на развитие и процветание культуры, науки, экономики, сельского хозяйства, пытался сохранить исконные земли от экспериментов хрущевской эпохи, поплатившись за это своим положением и дальнейшим забвением. Новое время постепенно возвращает народу имена забытых героев прошлого века, которые создавали экономический и культурный фундамент нашей страны",- пишет историк Зиябек Кабульдинов.  

Автор: Алия Султан.

Фото предоставлено Зиябеком Кабульдиновым. 

 

 



ДРУГИЕ НОВОСТИ О ПРАЗДНИКАХ