Погодные качели в Казахстане благоволят паводкам: могут «поплыть» более 1200 сел. Что делают для их защиты?
Казахстан готовится к паводкам. В зоне особого риска восток страны. Там за эту зиму выпало больше всего осадков. Корреспондент «МИР 24» Асель Русалиева следит за готовностью областей к половодью.
Погода этой зимой в Казахстане выдалась непостоянной. Морозы сменяются оттепелями. На востоке и севере снега выпало больше, чем обычно. Почва сильно промерзла и где-то слишком переувлажнена. Это значит, что весной вода может быстро поднять уровень рек. К тому же синоптики обещают много осадков в марте. Экстренные службы уже готовятся к любым сценариям.
На востоке могут поплыть больше 70 населенных пунктов. В их числе села Алтай, Глубокое, Зайсан и Тарбагатай. Они находятся у подножия гор, где скопилось много снега. Под угрозой и Усть-Каменогорск. Коммунальщики уже укрепляют берега рек.
«Проводятся берегоукрепительные работы на берегу реки Ульба, что позволит минимизировать угрозу в районе Бабкина мельница, где очень много частных домов».
Особое внимание – водопропускным сооружениям. До тепла надо успеть почистить 27 километров арыков. Жильцов призывают самостоятельно чистить дворы и вывозить снег.
«Они снег складируют как раз в арыки в надежде на то, что когда придет весна, снег растает и спокойно пройдет вместе с водой, но вместе со снегом часто выбрасывается и мусор. Это одна из угроз, поэтому наша задача – также очистить от мусора».
К борьбе со стихией готовы более трех тысяч спасателей. В резерве тяжелая техника, плавсредства и вертолет. Подготовлены пункты временного размещения людей.
На юге, в Кызылординской области, зимой обошлось без рекордных снегопадов. Но специалисты круглосуточно следят за сбросом воды из Шардарьинского водохранилища в реку Сырдарья. Пока это всего 300 кубометров в секунду, меньше, чем в прошлые годы.
«Мы круглосуточно наблюдаем за уровнем воды и возможными ледовыми заторами. В регионе больше 30 потенциально опасных участков. Если ситуация осложнится, к реагированию готовы люди, спецтехника, мотопомпы».
В Жамбылской области паводок хотят направить в помощь аграриям. Впервые за 10 лет в Сарысуском районе чистят оросительные каналы. Талую воду планируют собрать для полива и водопоя скота.
«Нам прислали специальную технику. Чистят канал «Борибай -1». Он заилен и засорен, поэтому вода из реки Асу туда не попадала. А раньше 80% хозяйств из наших четырех округов пользовались водой с этого канала. Надеюсь, этой весной мы снова получим воду», – отметил житель села Жанаталап Алтынбек Бекаулов.
Президент страны потребовал от правительства четкого плана действий на период паводка. Он подчеркнул: лучше с помощью цифровых инструментов спрогнозировать риски, чем бороться с последствиями.
«У нас есть доступ ко всем необходимым технологиям. Вопрос лишь в том, насколько системно и ответственно они применяются. Все меры по защите посевов инфраструктуры должны приниматься загодя», – заявил президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев.
В МЧС утверждают: информационная система «Таскын», что значит «Паводок», работает исправно. Она позволяет на основе данных синоптиков и водохозяйственных служб рассчитать угрозы.
«Исходя из этих данных «Таскына», мы принимаем решения по сосредоточению сил и средств на опасных участках», – отметил начальник управления Комитета предупреждения чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Казахстана Айдос Алиев.
В зоне возможного подтопления пять регионов Казахстана: Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Карагандинская области и область Абай. Это более 1200 населенных пунктов.
В результате масштабного паводка весной 2024 года под водой остались тысячи домов в 60 селах. А ущерб превысил 300 миллиардов тенге (более 46,5 миллиарда рублей).
