Международный фестиваль кукол в Алматы: магия творчества кукловода и игрушки
Международный фестиваль кукол собрал в Алматы лучшие коллективы из разных стран — от Кыргызстана до Испании. В мир фантазии и вдохновения окунулась корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.
Кукла мчится на велосипеде, декорации живут по своим законам — помогает электричество. Испанский спектакль «Нил» с первых секунд заколдовал зрителей. И вот они уже сами — участники представления.
На сцене кукловод и игрушка вместе разгадывают тайну. В основе метафора. Спектакль о встрече с самим собой. Постановка без слов. Здесь громко говорят детали, жесты, музыка, заставляя задуматься даже взрослых.
«Как сегодня считают, театр кукол — это для детей. Возможности его, на самом деле, гораздо более мощные, чем у драматического театра. Потому что, скажем, я всегда говорю, что, если в драматическом театре нет Ромео и нет Джульетты, не поставишь «Ромео и Джульетту». А в Театре кукол возможно и Ромео сделать, и Джульетту сделать, и придумать мир какой угодно! Слава Богу, это начали осмыслять кукольники, разнообразие репертуара поражает».
«Кхатпутли» — традиционное индийское представление. Амит Танвар — артист в пятом поколении — сам играет за всех героев. И тоже без слов рассказывает древнюю легенду о двух влюбленных: принцессе и заклинателе змей.
Кукол Амит сделал сам. На каждую уходит до месяца. Сначала нужно ножом вырезать деревянные детали, затем сделать наряды — это тонкая работа с тканью и вышивкой. Оживить их — еще одна непростая задача.
«Кукла в виде лошади весит больше 10 килограммов, с ней нужно много двигаться и танцевать. А вот эта традиционная кукла — здесь нет никаких ручек, она управляется только нитками. В Индии у меня своя театральная труппа, и сотни разных кукол. «Кхатпутли» мы называем старинными фильмами. Во времена, когда не было телевизоров и интернета, артисты ездили из деревни в деревню, и такие представления были главным развлечением. Любят их и сегодня!»
Уличный театр вышел на сцену. С традициями знакомят и казахстанские артисты — правда, вне конкурса. Хозяева фестиваля гостеприимно отказались соревноваться. Говорят, здесь во главе — опыт и эмоции.
Сначала блистали акыны — это народные певцы-импровизаторы. Зрителей познакомили с национальными инструментами и их историей. А затем они увидели «ортеке». Это древнее казахское искусство. Деревянная фигурка козлика благодаря струнам оживает и танцует в такт.
«На музыкальных инструментах тоже зрители играют, и все время контакт у нас, никакой четвертой стены нет — у нас пространство общее. Здесь используется прием сторителлинг. Я специально использовал этот жанр, потому что мы применяем именно фигурки — ортеке — они немножко адаптированы, также мы используем традиционную казахскую игрушку-куклу, которую 100 -200- 300 лет назад дети сами делали», — отметил режиссер Государственного театра кукол Алматы Григорий Лайко.
Для зрителей это настоящий театральный марафон.
«С сыновьями с удовольствием пришли на этот фестиваль, чтобы увидеть разный театр кукол. Для меня театр — это сердце, это настоящее искусство, к которому я стараюсь приучать своих детей. Они слышат красивую речь и культурно развиваются; «Жалко, что быстро прошел, мы каждый год сюда ездим на спектакли, нам очень нравится!» — отметили зрители.
Этот фестиваль проходит уже в третий раз. Участвуют около 150 мастеров кукольного жанра.
«Традиционно будет гран-при, лучший режиссер, лучший актерский состав, лучший кукловод и так далее. Все зависит от членов жюри, которые являются международными экспертами и профессионалами своего дела. В самый первый раз, когда мы проводили этот фестиваль, в нем участвовало только шесть стран, а сейчас 11 стран, 14 театров, число участников увеличивается и престиж фестиваля тоже растет».
Для желающих подготовили еще и авторские лекции. И хотя сам фестиваль проходит в формате конкурса, проигравших здесь точно не будет, говорят участники. Они уже заслужили главную награду — любовь зрителей.
В этом году Государственный театр в Алматы отмечает свое 90-летие. Коллектив ставит перед собой цель установить рекорд по числу спектаклей до полутора тысяч в год.